«Образование – право каждого человека, имеющее огромное значение и потенциал. На образовании строятся принципы свободы, демократии и устойчивого развития… нет ничего более важного, никакой другой миссии, кроме образования для всех…»
Кофи Аннан. 1998
Инклюзивное (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных школах. Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.
Основные принципы инклюзивного образования:
- Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
- Каждый человек способен чувствовать и думать;
- Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
- Все люди нуждаются друг в друге;
- Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
- Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
- Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
Нормативные документы, регламентирующие организацию образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Федеральные:
- Конституция Российской Федерации
- Закон РФ “Об образовании в Российской Федерации” от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ
- Приказ МО от 19 декабря 2014 г. № 1598 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
- Приказ МО от 19 декабря 2014 г. № 1599 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (ителлектуальными нарушенииями)
- Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. №286 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
- Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. №287 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования
- Распоряжение Министерства просвещения РФ от 09.09.2019 г. № Р-93 Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации
- Распоряжение Министерства просвещения РФ от 06.08.2020 г. № Р-75 Об утверждении примерного Положения об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образоваnельную деятельность
- Постановление от 28.09.2020 г. № 28 Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 “Санитарно-эпидемологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи”
Региональные:
Школьные:
Ссылки на разделы сайта МОУ “Средняя общеобразовательная школа № 5”:
- Доступная среда
- Адаптированная образовательная программа начального общего образования для детей с ОВЗ и детей-инвалидов
- заверенная титульная страница
- Адаптированная ООП НОО для обучающихся с ЗПР (вариант 7.2)
- заверенная титульная страница
- Адаптированная ООП НОО для обучающихся с ЗПР (вариант 7.1)
- заверенная титульная страница
- Адаптированная ООП НОО для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.1)
- заверенная титульная страница
- Рабочие образовательные программы 1-4 классы 2023-2024 уч.г.
- Положения о работе с обучающимися с ОВЗ